?

Log in

No account? Create an account
SirRoof

sir_roof


ПутеБродитель

пишет Виктор Сутормин


Previous Entry Share Next Entry
Улица Кекушева
SirRoof
sir_roof
Улицу Поварскую, засаженную липами, некоторые горожане в начале ХХ века называли Линденштрассе – такая она была вся европейская, стильная и благообразная.

В 1923 году Поварскую переименовали в память убитого советского дипломата, и была она улицей Воровского до 1993 года. Но если уж и стоило менять историческое название, то самым подходящим было бы – улица Кекушева. Талантливейший архитектор, звезда московского модерна, Лев Николаевич Кекушев построил на Поварской три дома.

Эти два были возведены в 1903–1904 годах по заказу созданного Якобом Рёкком «Московского Торгово-строительного акционерного общества» с целью их продажи в уже полностью готовом виде (как сказали бы в наше время, «под ключ»). Владельцами особняков стали текстильные фабриканты Матвей Понизовский  и Иван Миндовский.

Первая из этих построек представляет собой ступенчатую пирамидальную конструкцию – к выполненному в форме башни угловому блоку уступом поднимаются подобные же объемы. Первоначально здание было облицовано керамической плиткой, а угловую постройку венчал выполненный из металла четырехгранный купол с глубоким карнизом.
Фото из собрания Э. В. Готье-Дюфайе
К сожалению, на фоне угасавшего в 1910 годах интереса к модерну владелец особняка пожелал его «осовременить», и здание сначала было слегка реконструировано по проекту архитектора Василия Мотылева, а в 1914–1915 годах сменило свой облик уже кардинально, а немного позже со стороны улицы перед палисадником была возведена гранитная ограда.
С 1922 года в здании располагается дипломатическая миссия Афганистана.

Второй особняк представляет собой один из самых чистых образцов московского модерна. При явной асимметрии и при всей разнообразности эркеров, веранд и окон постройка великолепно смотрится с любой точки. Здесь сплавлены воедино излюбленные приёмы Кекушева: обводящие по контуру верх сооружения овальные козырьки, изящные кованые ограды, сочный скульптурный декор, консоли и замковые камни – всё, что делает его стиль неповторимым и легко узнаваемым.

Сооружение кажется прочно «вросшим» в землю, что достигается еще одним типичным для зодчего приемом – облицованный каменной штукатуркой цоколь несколько расширяется книзу за счет отклонения от вертикали.
Знаменитые кекушевские львы, украшающие каждое творение Льва Николаевича, здесь тоже есть, но снаружи их не видно. Бронзовыми львиными масками щедро украшена мраморная лестница вестибюля.

Криволинейные оконные переплеты, характерные для модерна, у Кекушева ощутимо трехмерны. К примеру, сильно выгнутая перекладина окна-двери над балконом второго этажа, выходящим на Поварскую улицу, имеет довольно большой вынос и отбрасывает тень, как полноценная архитектурная деталь.
Очень пластично и выразительно нарисованы не только чисто декоративные элементы, как, например, чудесное обрамление овального окна углового эркера, но и фигурные консоли, визуально поддерживающие эркеры и балкон. В их мягкой экспрессии выражена сама суть модернистской пластики – одновременно и бутафорской, и объективно выражающей скрытые энергии в работе конструкции.
Лев Николаевич Кекушев, фото 1890-х годов.

Кекушевская интерпретация франко-бельгийских мотивов модерна со временем стала восприниматься как хрестоматийный образец русского модерна, да и коллеги-современники отдавали должное этому шедевру, однако покупатель нашёлся лишь в 1909 году. Им стал Иван Александрович Миндовский, выходец из патриархальной семьи крестьян-староверов. Надо сказать, что семейство отличалось хорошим вкусом: дочь Ираида Ивановна постройку своего особняка заказала Фёдору Шехтелю (Вспольный переулок, 9), а сын Николай Иванович – Никите Лазареву (Пречистенский переулок, 6).
В наши дни особняк (Поварская, 44) занимает посольство Новой Зеландии, поэтому далеко не каждому может представиться возможность полюбоваться интерьерами и ознакомиться с планировкой помещений, а они весьма оригинальны.
Объем сооружения как бы составлен из плотно пригнанных друг к другу разновеликих призм. Их взаиморасположение позволяет обойтись без темных коридоров или переходов – все группы помещений имеют окна на улицу. Соблюдается один из неписаных законов архитектурной организации пространства – попадая в дом, человек должен всегда идти «на свет», связь с внешним миром ориентирует его в интерьере.
Ведущую роль в отделке лестницы играло огромное цветное окно-витраж с растительной орнаментикой. Его цветовая гамма такова, что в любую погоду кажется, что за окном светит солнце и синеет небосвод.


Первоначальное оформление здания несколько изменилось к нашему времени. Так, аттики ранее завершались скульптурными композициями, а пилоны чердачного окна – светильниками.
Третья из построек Льва Кекушева на Поварской – дом Моисея Саарбекова – тоже дошла до наших дней в немного перестроенном виде.


Это второе по времени постройки здание в стиле модерн в Москве.  Главный мотив фасада – упругие, прекрасно прорисованные арки входа и окна над лестницей, вносящие в композицию асимметрию и некоторый внутренний динамизм.
В отличие от особняков, эта постройка «зажата» соседними доходными домами, и чтобы придать фасаду выразительность, Кекушев выносит вперёд линию кровли. Таким простым приёмом удалось придать оригинальность облику здания, не украшенного ни лепниной, ни майоликой.
Первоначальная внутренняя отделка практически не изменилась. Если вам удастся попасть в «Дом Юргиса Балтрушайтиса»  – культурный центр при посольстве Литвы, честно говоря, не очень гостеприимный, – то сможете полюбоваться богатой отделкой вестибюля, кованой парадной лестницей и другими элементами внутреннего убранства.


Внешний облик здания претерпел некоторые изменения. Первоначально левый вход в здание представлял собой асимметричную композицию из двух окон и дверного проёма, однако где-то в 1930-х года её сменила симметричная деревянная входная группа, в 1970-х накрытая козырьком.
Но самые ранние переделки произошли ещё при первом владельце. Купец первой гильдии почётный гражданин Моисей Саарбеков занимался поставками рыбы с Каспия и низовий Волги. Ему потребовалось возвести внутреннем дворе одноэтажные служебные здания (впоследствии достроенные вторыми этажами), и в 1905 году архитектор Сергей Власьев выполнил этот заказ, а попутно заменил ряд деревянных конструкций металлическими и переоформил некоторые интерьеры дома.
Кстати, про Саарбекова есть одна интересная история. Он знал несколько иностранных языков и вообще был человеком хорошо образованным, однако к медицине относился с некоторым опасением, а лечебным учреждения не доверял вовсе. И когда врачи обнаружили у него желчекаменную болезнь и предложили довольно сложную операцию, лечь в больницу он отказался наотрез – режьте, но на дому!
Оборудовать операционную в частном доме (да ещё и в центре города) было непросто, тем более что дело было летом, и московская пыль проникла бы в помещение даже  через плотно закрытые окна, а нарушение антисептики было чревато проблемами.
Перекрыть Поварскую для дорожного движения в те невинные времена даже Саарбекову было слабо при всех его связях и финансовых возможностях. Поэтому состоятельный больной распорядился заасфальтировать улицу около дома и позаботился о том, чтобы накануне операции Поварскую перекрыли до «особого распоряжения». Естественно, всё это влетело в копеечку.
Желая хоть немного сэкономить, коммерсант взялся за доктора, запросившего за операцию 3 тысячи рублей.  Купец заявил, что будет платить за каждый извлеченный у него камень отдельно – по тысяче рублей. Хирург согласился, и не прогадал: пациента угораздило носить в своём чреве не один камень и не два, их набралось штук сорок. Конечно, все мал мала меньше, но ведь размеры самородков сделкой не оговаривались!..
Так что пришлось господину Саарбекову выплатить сорок тысяч рублей вместо трех, которые врач назначил изначально. А куда деваться, уговор дороже денег!..


  • 1
Спасибо за пост!Всегда любуюсь этими шедеврами архитектуры. Надеюсь, побываю в посольстве Новой Зеландии, когда приду получать визу. годика через 3...

Передавайте привет Его Превосходительству господину послу. ))

Виктор, спасибо за интересную статью, очень люблю дома, которые построил Лев. Как Ваши успехи с изданием книги?

Мои успехи пока впереди.))
Ещё даже до вёрстки дело не дошло. Кроме того, хочется сделать вклейку с цветными иллюстрациями, и в некоторых случаях с правообладателями снимков удалось договориться по ценам вполне приемлемым - можно даже сказать, божеским. Но есть ещё 4-5 фото, за которые запрашивают по 4000 рубликов... даже не знаю, как и быть с этим. Проще всего, конечно, обойтись без. Но надо признать, что без них книга будет не так хороша, как могла бы быть.

Даже подумывал - не предложить ли френдам, желающим получить по экземпляру книги, закинуть мне по 500 рублей в качестве авансовой оплаты. Но вдруг книга не выйдет до конца года, как планировалось? или вообще не выйдет (а ведь в наши дни случиться может что угодно). И что тогда? Я ведь даже деньги вернуть не смогу, поскольку они уже будут потрачены на фотографии. ((

Неплохой вариант с предзаказом, иногда с его помощью можно покрыть расходы на печать тиража, не только на вёрстку, редактуру, корректуру, фотоматериалы. Если будет время, посмотрите, есть сервисы типа Kickstarter'a, позволяющие организовать предзаказ. Мы с друзьями тоже планируем издавать печатную версию книги по такой схеме.

Буду очень рад, если книга выйдет, и готов заказать себе экземпляр.

Edited at 2014-09-09 10:00 am (UTC)

Кстати, а вы не хотите попробовать выложить проект книги на boomstarter.ru, planeta.ru? Вот и соберутся деньги! И в качестве вознаграждения за денежную помощь вы можете предложить саму книгу и экскурсии

Ну, поскольку у меня есть эксклюзивный договор с издательством, то ничего подобного я предпринимать не могу. ((
В сущности, я могу лишь предложить френдам (шкуру неубитого медведя)) закинуть мне на счёт по 500 рэ с тем, чтобы немедленно по выходу книги получить от меня в ответ по экземпляру. Кстати говоря, в листе авторских благодарностей будут перечислены все, кто помогал фотографиями - а кто помог деньгами, тот помог и фотографиями, так что жертвователь может ощутить себя немножко меценатом, будучи там упомянутым.))
Да, надо обдумать это, причём не откладывая.

  • 1